Десятый симпозиум по контроллингу

Юбилейный, десятый симпозиум по контроллингу состоялся 28 октября 2005 года в отеле «Холидей Инн» - Виноградово. НП «Объединение контроллеров» организует это мероприятие вот уже 5 лет - срок, вполне достаточный как для того, чтобы говорить об устойчивом интересе к контроллингу со стороны российских деловых кругов, так и для подведения некоторых итогов деятельности некоммерческого партнерства.
Эти вопросы нашли свое отражение в докладе Исполнительного директора НП «Объединение контроллеров» С.Г. Фалько «Эволюция взглядов на систему контроллинга и требований к контроллеру», которым он открыл пленарное заседание. В докладе были освещены значимые различия в развитии, в подходах к контроллингу в России и за рубежом, затронута тема зарубежного партнерства с контроллинговыми компаниями, учебными заведениями. В то же время, основной акцент был сделан на тех преимуществах, которые дает внедрение контроллинга при построении системы управления компанией.
Конкретизация общеметодологических и философских принципов контроллинга, обозначенных в докладе С.Г. Фалько, а также примеры опыта внедрения системы контроллинга или его элементов были представлены в дальнейших выступлениях участников симпозиума.
Так, проблема организации системы контроллинга персонала, без преувеличения, актуальная для каждого российского предприятия, получила свое освещение в докладе генерального директора Центра организационного развития «s2b Consulting» Быкова А.А. (в качестве содокладчиков выступали Анненкова Н.В., Демидова И.Н.). Опираясь на опыт работы с клиентами, представители компании s2b Consulting предложили на обсуждение участникам симпозиума методологию комплексной оценки персонала на основе выделенных ими групп параметров, отражающих уровень лояльности сотрудников, их профессионализм, ценностные ориентации. При этом оценка работы производится на индивидуальном уровне (на уровне сотрудников), на уровне подразделений/отделов, на уровне компаний в целом.
В объемном докладе заместителя директора по экономике и финансам ОАО Качканарский ГОК «Ванадий» Д.В.Фурманова «Практическая реализация системы учета и планирования затрат по местам их возникновения (МВЗ) на промышленном предприятии» на примере горно-обогатительного комбината обосновывалась необходимость постановки и учета планирования МВЗ, интегрированных в Единую систему учета затрат.
Аргументация в пользу в пользу этого процесса, требующего значительных временных, интеллектуальных, финансовых, прочих видов ресурсов в первую очередь основывалась на недостатках систем учета затрат, используемых в настоящее время на предприятиях:
• манипулирование отчетными данными;
• отсутствие учета затрат по МВЗ во многих подразделениях;
• несовершенство применяемых методов учета затрат и калькулирования продукции;
• отсутствие точных данных о фактических затратах и себестоимости;
• несогласованность бухгалтерской и управленческой отчетности;
• трудоемкость планового и учетного процесса;
• несогласованность и нелогичность процесса планирования;
• дисфункциональное поведение подразделений и служб предприятия;
• отсутствие регламентации учетного и планового процесса;
• отсутствие единой взаимосвязанной системы учета затрат
Путь практической реализации системы учета и планирования МВЗ в докладе был представлен подробно, начиная от разработки программы, определения критериев и принципов формирования структуры МВЗ и вплоть до показа практического примера автоматизации учета затрат по МВЗ в программа «CA&P - Учет затрат и планирование». Были проанализированы методы закрытия учета внутрипроизводственных услуг, продукции работ, («внутренний оборот»), представлен алгоритм автоматизации метода уравнений, методики учета затрат и калькулирования продукции, передельного (процессного), позаказного сметного методов учета затрат. Кроме того, в докладе были приведены сравнения сроков «закрытия периода» учета затрат в бухгалтерии, а так же сроков планирования до и после реализации программы.
По итогам выступления докладчик указал на эффекты постановки учета затрат по МВЗ, которые заключаются в повышение точности учета и планирования, создании информационной базы для принятия решений, лучшей организации бизнес-процессов, сокращении сроков планирования и отчетности, повышении профессионального уровня и компетенции персонала.
Секционные заседания, организованные во второй половине дня работы симпозиума, позволили его участникам принять участие в обсуждении тем в соответствии со своими потребностями и интересами. Организаторами мероприятия были заданы два направления дискуссии: оперативный и стратегический контроллинг.
С докладом «Организация информационной базы управления предприятием в ОАО «Завод Старорусприбор»» на секции оперативного контроллинга выступил В.И. Быстров, ведущий инженер Управления информационных систем акционерного общества.
В докладе был подробно представлен процесс поиска управленческого решения по организации учета на предприятии, от теоретической постановки проблемы, включающей терминологический анализ, через методику ее разрешения до регламентации ввода нормативно-справочной информации в КИСС. Основываясь на функциональном, а также процессном подходах, докладчик определил учет как процесс сбора, хранения, систематизации и определения прав доступа к информации, необходимой в процессе хозяйственной деятельности. В.И.Быстров подчеркнул, что работа с информацией организована на основе следующих принципов: единая структура, однократный ввод, раздельный доступ.
В итоге, выработанная в начале формула «основная задача Управленческого учета – обеспечить нужных менеджеров в нужное время нужной информацией» была представлена в виде перечня требований к работе с первичной информации на бумажных носителях, правил их регистрации в информационной системе. Упорядочивается также и работа с нормативно-справочной информацией, определяется характер и способы ее изменения. В целом, работа с информаций, содержащейся в КИСС, строится на иерархии прав доступа к ней.
Докладчик обратил внимание на некоторые возможные ограничения при транслировании опыта ОАО «Старорусприбор» по созданию информационной базы управления предприятием. Прежде всего, потому, что информационная система была ориентирована на структуру и потребности конкретного производства. Тем не менее, результат, полученный после ее внедрения, безусловно, представляет интерес для многих российских компаний. Разработанная информационная система обеспечивает оперативность занесения информации в базу, ее высокую достоверность, простоту адресации и поиска, другие преимущества.
На секции стратегического контроллнинга обсуждались доклады руководителя проектов Roland Berger Strategy Consultants Калинина А.М. «Стратегический контроллинг» и члена правления НП «Объединение контроллеров» профессора А.М.Карминского «Рейтинги динамической и финансовой стабильности для банков и предприятий» (содокладчиком выступил профессор А.Е.Петров). Были подняты вопросы эффективности объединения предприятий в холдинги, использования сбалансированной системы показателей и соответствие ее стратегии, вопросы адекватности стратегии поставленным целям.
Стоит отметить, что одним из основных достоинств симпозиума является возможность не только ознакомится с новыми наработками из области теории и практики управления предприятием, но и проследить весь процесс поиска управленческого решения, получить информацию об этапах, зачастую остающуюся «за кадром» презентаций и публикаций, непосредственно от людей, разрабатывающих и внедряющих управленческие «ноу-хау». Одновременно с этим докладчики получают мгновенную обратную связь от коллег и единомышленников, нередко подвергаясь конструктивной критике.
Прошедший симпозиум не стал исключением.

© Объединение контроллеров, 2001-2013 гг. Создание сайта

TopList

На правах рекламы.