Тринадцатый симпозиум по контроллингу

Очередной, 13-й симпозиум по контроллингу состоялся 20-21 апреля 2007 года в Краснодарском крае, на базе пансионата «Югра». Решение о проведении симпозиума вдалеке от Москвы было принято в связи с открытием Южного филиала НП «Объединение контроллеров» (на базе ННОУ «Учебный центр «Кубаньэнерго»).

Симпозиум проходил два дня. 

20 апреля, в начале рабочего дня, от лица организаторов симпозиума участников поздравили исполнительный директор НП «Объединение контроллеров» С.Г.Фалько и директор ННОУ «Учебный центр «Кубаньэнерго» С.А.Кропачев.


Первый доклад был сделан С.Г.Фалько не тему «Практика контоллинга на российских предприятиях», в котором докладчик выделил следующие этапы:

• Весна 1991 г. – начало проекта по внедрению контроллинга на АО «Мовен» совместно со специалистами из Германии

• Первая половина 90-х годов – начало разработок и внедрения систем контроллинга в российских банках

• После дефолта 1998 г. – активизация промышленных предприятий в сфере совершенствования управления

• Вторая половина 90-х – внедрение систем управленческого учета, центров ответственности, бюджетирования

• Начало 21 века – приходит понимание контроллинга как системы информационной поддержки менеджмента.

Лидерами в области внедрения контроллинга являются:

• Предприятия черной и цветной металлургии (Примеры: Евразхолдинг; Русал; Северсталь)

• Предприятия Росатома (Примеры: Чепецкий механ. завод, Техснабэкспорт)

• Предприятия машиностроения и приборостроения (Примеры: Рязанский приборостроительный завод; Красный пролетарий , ЛОМО)

• Предприятия электроэнергетики (Примеры: Белгородэнерго, Свердловсэнерго)

• Предприятия финансовой сферы (Примеры: Банк Москвы, Русский Южный Банк)

• Предприятия торговли (Примеры: Русьимпорт, Перекресток)

• Транспортные и строительные компании (Примеры: Сургутгазпром, КОНТИ)

• Предприятия сферы образования (Примеры: ВГУЭС, МИПК Уральского университета).

Далее С.Г.Фалько охарактеризовал системы контроллинга на следующих предприятиях:

ОАО «Храпуновский инструментальный завод», коммерческий банк «Русский Южный Банк», ОАО Чепецкий механический завод» (Корпорация «ТВЭЛ»), Владивостокский Государственный Университет Экономики и Сервиса (ВГУЭС).

В завершении своего выступления, докладчик обобщил практику отечественных предприятий по организации внедрения контроллинга.

Следующий доклад сделан директором по управлению персоналом компании МОЭСК», д.м.н. А.А.Талалаевым 68на тему «Система контроллинга в управлении персоналом».

Доклад вызвал живой интерес слушателей, так как докладчик, на примере реакций нервной системы человека на воздействия внешней среды, представил новый взгляд на функции и задачи контроллинга, а так же место контроллинга в системе управления предприятием.

Следующий доклад сделал заместитель финансового директора корпорации ЗАО «Формула» (Украина) Д.В.Ковалев на тему «Перспективы и проблемы постановки бизнес-контроллинга в группе компаний пищевой промышленности, контролируемых семьей».

Автор доклада выделил следующие кризисы в семейном бизнесе:

• Рождение, становление и борьба за выживание

• Развитие и привлечение специалистов в прежнюю команду

• Реструктуризация и децентрализация

• Карьера наследников в компании

• Отец-основатель передает бизнес наследнику.

Семейный (частный) бизнес стоит дешевле сопоставимых компаний и семейные компании часто управляются эффективней акционерных компаний.

Вывод - семейные (частные) компании от традиционных отличаются дополнительными рисками и шансами. При этом рисков больше, чем шансов.

Общий вывод:

1. Подлинный контроллинг возможен только в компаниях рыночных лидеров с профессиональным менеджментом.

Контроллинг основывается на управленческих намерениях менеджеров

2. В компаниях, развивающихся за счет совершенствования производства и продаж, контроллинг может основываться только на информации бух.учета и дублировать/конкурировать с бух.учетом и фин.анализом.

Третий доклад сделан управляющим директором ООО «ФМ-Консалтинг» П.В.Лебедевым на тему «Практика внедрения контроллинга на предприятиях малого и среднего бизнеса».

В докладе речь шла о предприятиях:

Особенностью таких предприятий является:

Они НЕ готовы:

• «описывать бизнес-процессы»

• «внедрять управленческий учет»

• быстро осуществлять изменения структуры бизнеса

• серьезно делегировать полномочия

• инвестировать значительные ресурсы в консалтинг, обучение и сопровождение собственного бизнеса

• они все чаще задумываются о необходимости изменений

• мечтают о готовом рецепте – «волшебной» пилюле (и недорогой!)

• в определенный момент готовы в заданном пределе дать шанс себе или кому-то показать что в «теории» может быть «практический» смысл

Основные проблемы МСП в области контроллинга (1)

• Отсутствие полноценной системы отчетности и показателей в условиях бурного роста

• Как следствие неправильное формулирование и «настройка» целей

• При этом: назревшая необходимость финансировать дальнейший рост за счет привлечения ресурсов

• Плюс – острейшая нехватка квалифицированных кадров как внутри компаний, так и на рынке труда

Таким образом, заключает автор доклада, предприятия проходят путь «От «дивидендной» к «стоимостной» модели управления».

Следующий доклад на симпозиуме сделан А.Ермаченко (начальник отдела компании «Русьимпорт») на тему «Автоматизация функции контроллинга путем внедрения электронного документооборота».

В начале доклада автор рассказал об истории, миссии и охарактеризовал текущее положение компании на рынке.

Представившаяся возможность увеличения масштабов деятельности, привели руководство компании к необходимости децентрализации ее основных функций: импорта, оптовой торговли и дистрибуции до конечных потребителей. Экономическая целесообразность такой вертикальной интеграции между различными СЕБ заключается в снижении общих затрат компании, и, как следствие, повышении совокупной эффективности бизнеса (возникает так называемый синергетический эффект).

Тем не менее, даже идеальная организационная структура не гарантирует эффективную работу холдинга, в результате чего требуется применение самых прогрессивных технологий управления для поддержания эффективности и развития бизнеса. По очень грубым оценкам, экономический эффект от автоматизации документооборота в компаниях московского региона составляет $300’000, что является неплохим результатом.

В завершении первого рабочего дня симпозиума с кратким сообщением выступил заместитель исполнительного директора НП «Объединение контроллеров» Э.Б.Мазурин с сообщением «Сертификация контроллеров». В этом сообщении докладчик рассказал о работе НП «Объединение контроллеров» по проведению сертификации претендентов на должность контроллеров (подробнее – см. статью в этом номере).

Второй день симпозиума начался с доклада управляющего директора по направлению "Финансово-управленческое консультирование" компании «Аксион БКГ» Е.Е.Демидова на тему «Управление экономикой сервисной компании».

Сервисная компания – это компания, выполняющая работы или оказывающая услуги путем эксплуатации в интересах заказчика определенных технических средств бригадой или экипажем. К сервисным компаниям относятся, например, транспортные, буровые, строительно-монтажные компании.

В докладе были рассмотрены следующие вопросы:

• Как выглядит цепочка создания ценности сервисной компании,

• Как правильно определить границы бизнес-процессов сервисной компании,

• Как построить организационно-правовую и организационно-функциональную структуры сервисного бизнеса,

• Как структурировать бюджет сервисной компании,

• Как формируется себестоимость услуг сервисной компании,

• Что такое техническая и коммерческая эксплуатация,

• Как измерить эффективность использования оборудования,

• Какая информация необходима для эффективной технической эксплуатации.

Можно сказать, что в докладе представлена целостная концепция экономического управления сервисной компанией:

• выделены четыре основных бизнес-процесса сервисной компании (приобретение прав на использование оборудования, техническая эксплуатация, коммерческая эксплуатация, оперирование);

• описаны принципы создания органов управления этими бизнес-процессами;

• показано, каким образом может быть получена процессная калькуляция услуг (работ) сервисной компании, позволяющая контролировать эффективность бизнеса компании и эффективность эксплуатации оборудования.

Следующий доклад сделан Харальдам Китцманом (технологический университет, Таллинн) на тему «Успех в управлении компаниями – факторы успеха и вклад контроллинга».

На примере мебельной фабрики автор доклада рассказал о работе по преобразованию системы управления.

В конце доклада автор резюмировал, что целью контроллинга является представление общего обзора экономической ситуации в компании или организации для поддержки партнеров (пайщиков) в процессе принятия решений.

Следующий доклад на тему «Качественный менеджмент невозможен без контроллига» сделан заместителем председателя совета директоров компании «Инфотэк Групп» В.С.Чугуновым.Как сказал автор, всякая деятельность возникает из проблемы и направлена на ее разрешение.

• Никто не может делать свою работу хорошо, если он не собирает постоянно данные для её улучшения.

• Знания накапливаются в правилах.

Методологическая функция контроллинга в качественном менеджменте – формирование методик обеспечения соответствия:

• задач и методов их разрешения;

• содержания данных и методов их получения;

• структур управленческих систем и методов их анализа;

• методов разрешения задач, получения данных и анализа управленческих структур

Свидетельство успеха контроллинга в организации – методология, которая обеспечивает эффективное преобразование личных знаний сотрудников в организационные знания – правила – подходы, методики, методы, технологии – и перенос этих правил в документы качественного менеджмента – описания, руководства, стандарты, инструкции, а через них – в практику управления процессами производства продукта.

В заключительном выступлении Исполнительный директор НП «Объединение контроллеров» С.Г. Фалько подвел итоги состоявшегося мероприятия.

77

Во время перерывов и в свободное время состоялись дискуссии, инициированные участниками симпозиума и докладчиками. У всех участников симпозиума была прекрасная возможность завязать новые деловые отношения, обменяться контактами.

Руководство НП "Объединение контроллеров" выражает свою благодарность сотрудникам ННОУ "Учебный комбинат "Кубаньэнерго" и лично С.А.Кропачеву за помощь в организации симпозиума.