| |
Тринадцатый симпозиум по контроллингу
Очередной, 13-й симпозиум по контроллингу состоялся 20-21 апреля 2007 года в Краснодарском крае, на базе пансионата «Югра». Решение о проведении симпозиума вдалеке от Москвы было принято в связи с открытием Южного филиала НП «Объединение контроллеров» (на базе ННОУ «Учебный центр «Кубаньэнерго»). Симпозиум проходил два дня.  20 апреля, в начале рабочего дня, от лица организаторов симпозиума участников поздравили исполнительный директор НП «Объединение контроллеров» С.Г.Фалько и директор ННОУ «Учебный центр «Кубаньэнерго» С.А.Кропачев.

Первый доклад был сделан С.Г.Фалько  не тему «Практика контоллинга на российских предприятиях», в котором докладчик выделил следующие этапы: • Весна 1991 г. – начало проекта по внедрению контроллинга на АО «Мовен» совместно со специалистами из Германии • Первая половина 90-х годов – начало разработок и внедрения систем контроллинга в российских банках • После дефолта 1998 г. – активизация промышленных предприятий в сфере совершенствования управления • Вторая половина 90-х – внедрение систем управленческого учета, центров ответственности, бюджетирования • Начало 21 века – приходит понимание контроллинга как системы информационной поддержки менеджмента. Лидерами в области внедрения контроллинга являются: • Предприятия черной и цветной металлургии (Примеры: Евразхолдинг; Русал; Северсталь) • Предприятия Росатома (Примеры: Чепецкий механ. завод, Техснабэкспорт) • Предприятия машиностроения и приборостроения (Примеры: Рязанский приборостроительный завод; Красный пролетарий , ЛОМО) • Предприятия электроэнергетики (Примеры: Белгородэнерго, Свердловсэнерго) • Предприятия финансовой сферы (Примеры: Банк Москвы, Русский Южный Банк) • Предприятия торговли (Примеры: Русьимпорт, Перекресток) • Транспортные и строительные компании (Примеры: Сургутгазпром, КОНТИ) • Предприятия сферы образования (Примеры: ВГУЭС, МИПК Уральского университета). Далее С.Г.Фалько охарактеризовал системы контроллинга на следующих предприятиях: ОАО «Храпуновский инструментальный завод», коммерческий банк «Русский Южный Банк», ОАО Чепецкий механический завод» (Корпорация «ТВЭЛ»), Владивостокский Государственный Университет Экономики и Сервиса (ВГУЭС). В завершении своего выступления, докладчик обобщил практику отечественных предприятий по организации внедрения контроллинга. Следующий доклад сделан директором по управлению персоналом компании МОЭСК», д.м.н. А.А.Талалаевым  на тему «Система контроллинга в управлении персоналом». Доклад вызвал живой интерес слушателей, так как докладчик, на примере реакций нервной системы человека на воздействия внешней среды, представил новый взгляд на функции и задачи контроллинга, а так же место контроллинга в системе управления предприятием. Следующий доклад сделал заместитель финансового директора корпорации ЗАО «Формула» (Украина) Д.В.Ковалев  на тему «Перспективы и проблемы постановки бизнес-контроллинга в группе компаний пищевой промышленности, контролируемых семьей». Автор доклада выделил следующие кризисы в семейном бизнесе: • Рождение, становление и борьба за выживание • Развитие и привлечение специалистов в прежнюю команду • Реструктуризация и децентрализация • Карьера наследников в компании • Отец-основатель передает бизнес наследнику. Семейный (частный) бизнес стоит дешевле сопоставимых компаний и семейные компании часто управляются эффективней акционерных компаний. Вывод - семейные (частные) компании от традиционных отличаются дополнительными рисками и шансами. При этом рисков больше, чем шансов. Общий вывод: 1. Подлинный контроллинг возможен только в компаниях рыночных лидеров с профессиональным менеджментом. Контроллинг основывается на управленческих намерениях менеджеров 2. В компаниях, развивающихся за счет совершенствования производства и продаж, контроллинг может основываться только на информации бух.учета и дублировать/конкурировать с бух.учетом и фин.анализом. Третий доклад сделан управляющим директором ООО «ФМ-Консалтинг» П.В.Лебедевым  на тему «Практика внедрения контроллинга на предприятиях малого и среднего бизнеса». В докладе речь шла о предприятиях: Особенностью таких предприятий является: Они НЕ готовы: • «описывать бизнес-процессы» • «внедрять управленческий учет» • быстро осуществлять изменения структуры бизнеса • серьезно делегировать полномочия • инвестировать значительные ресурсы в консалтинг, обучение и сопровождение собственного бизнеса • они все чаще задумываются о необходимости изменений • мечтают о готовом рецепте – «волшебной» пилюле (и недорогой!) • в определенный момент готовы в заданном пределе дать шанс себе или кому-то показать что в «теории» может быть «практический» смысл Основные проблемы МСП в области контроллинга (1) • Отсутствие полноценной системы отчетности и показателей в условиях бурного роста • Как следствие неправильное формулирование и «настройка» целей • При этом: назревшая необходимость финансировать дальнейший рост за счет привлечения ресурсов • Плюс – острейшая нехватка квалифицированных кадров как внутри компаний, так и на рынке труда Таким образом, заключает автор доклада, предприятия проходят путь «От «дивидендной» к «стоимостной» модели управления». Следующий доклад на симпозиуме сделан А.Ермаченко (начальник отдела компании «Русьимпорт»)  на тему «Автоматизация функции контроллинга путем внедрения электронного документооборота». В начале доклада автор рассказал об истории, миссии и охарактеризовал текущее положение компании на рынке. Представившаяся возможность увеличения масштабов деятельности, привели руководство компании к необходимости децентрализации ее основных функций: импорта, оптовой торговли и дистрибуции до конечных потребителей. Экономическая целесообразность такой вертикальной интеграции между различными СЕБ заключается в снижении общих затрат компании, и, как следствие, повышении совокупной эффективности бизнеса (возникает так называемый синергетический эффект). Тем не менее, даже идеальная организационная структура не гарантирует эффективную работу холдинга, в результате чего требуется применение самых прогрессивных технологий управления для поддержания эффективности и развития бизнеса. По очень грубым оценкам, экономический эффект от автоматизации документооборота в компаниях московского региона составляет $300’000, что является неплохим результатом. В завершении первого рабочего дня симпозиума с кратким сообщением выступил заместитель исполнительного директора НП «Объединение контроллеров» Э.Б.Мазурин с сообщением «Сертификация контроллеров». В этом сообщении докладчик рассказал о работе НП «Объединение контроллеров» по проведению сертификации претендентов на должность контроллеров (подробнее – см. статью в этом номере). Второй день симпозиума начался с доклада управляющего директора по направлению "Финансово-управленческое консультирование" компании «Аксион БКГ» Е.Е.Демидова  на тему «Управление экономикой сервисной компании». Сервисная компания – это компания, выполняющая работы или оказывающая услуги путем эксплуатации в интересах заказчика определенных технических средств бригадой или экипажем. К сервисным компаниям относятся, например, транспортные, буровые, строительно-монтажные компании. В докладе были рассмотрены следующие вопросы: • Как выглядит цепочка создания ценности сервисной компании, • Как правильно определить границы бизнес-процессов сервисной компании, • Как построить организационно-правовую и организационно-функциональную структуры сервисного бизнеса, • Как структурировать бюджет сервисной компании, • Как формируется себестоимость услуг сервисной компании, • Что такое техническая и коммерческая эксплуатация, • Как измерить эффективность использования оборудования, • Какая информация необходима для эффективной технической эксплуатации. Можно сказать, что в докладе представлена целостная концепция экономического управления сервисной компанией: • выделены четыре основных бизнес-процесса сервисной компании (приобретение прав на использование оборудования, техническая эксплуатация, коммерческая эксплуатация, оперирование); • описаны принципы создания органов управления этими бизнес-процессами; • показано, каким образом может быть получена процессная калькуляция услуг (работ) сервисной компании, позволяющая контролировать эффективность бизнеса компании и эффективность эксплуатации оборудования. Следующий доклад сделан Харальдам Китцманом (технологический университет, Таллинн)  на тему «Успех в управлении компаниями – факторы успеха и вклад контроллинга». На примере мебельной фабрики автор доклада рассказал о работе по преобразованию системы управления. В конце доклада автор резюмировал, что целью контроллинга является представление общего обзора экономической ситуации в компании или организации для поддержки партнеров (пайщиков) в процессе принятия решений. Следующий доклад на тему «Качественный менеджмент невозможен без контроллига» сделан заместителем председателя совета директоров компании «Инфотэк Групп» В.С.Чугуновым. Как сказал автор, всякая деятельность возникает из проблемы и направлена на ее разрешение. • Никто не может делать свою работу хорошо, если он не собирает постоянно данные для её улучшения. • Знания накапливаются в правилах. Методологическая функция контроллинга в качественном менеджменте – формирование методик обеспечения соответствия: • задач и методов их разрешения; • содержания данных и методов их получения; • структур управленческих систем и методов их анализа; • методов разрешения задач, получения данных и анализа управленческих структур Свидетельство успеха контроллинга в организации – методология, которая обеспечивает эффективное преобразование личных знаний сотрудников в организационные знания – правила – подходы, методики, методы, технологии – и перенос этих правил в документы качественного менеджмента – описания, руководства, стандарты, инструкции, а через них – в практику управления процессами производства продукта. В заключительном выступлении Исполнительный директор НП «Объединение контроллеров» С.Г. Фалько подвел итоги состоявшегося мероприятия. Во время перерывов  и в свободное время состоялись дискуссии, инициированные участниками симпозиума и докладчиками. У всех участников симпозиума была прекрасная возможность завязать новые деловые отношения, обменяться контактами. Руководство НП "Объединение контроллеров" выражает свою благодарность сотрудникам ННОУ "Учебный комбинат "Кубаньэнерго" и лично С.А.Кропачеву за помощь в организации симпозиума. 
|